Изготовление примерочного эстетического шаблона на индивидуальных абатментах при тотальном протезировании на имплантатах
Автор: В. В. Носов
Статическая и динамическая окклюзия человеческой жевательной системы уникальна. Эта система развивалась на протяжении тысячелетий, подвергалась испытаниям и прекрасно утвердилась. Жевательные движения имеют индивидуальные особенности и зависят от рода пищи. Но основной рисунок движений всегда стереотипен. Этот жевательный шаблон заучивается в детстве, запоминается и сохраняется в подкорке на всю жизнь. При этом неважно, сохранились ли у пациента естественные зубы, есть ли у него пломбы, коронки, мостовидные протезы, комбинированные несъемные и съемные протезы, полные протезы или протезы с опорой на имплантаты.
И когда врач-стоматолог и зубной техник планируют протезирование пациента с беззубыми челюстями на имплантатах, они должны учитывать, что утраченные зубы восстанавливаются по форме, размеру, расположению, функции и качеству в соответствии с природными образцами. Но основной проблемой при тотальном протезировании на имплантатах является правильное нахождение расположения окклюзионной плоскости пациента. Для этого у врача-стоматолога и зубного техника должен быть опыт работы на беззубых челюстях в полном съемном протезировании. В течение жизни человек теряет зубы, и тут начинаются необратимые прогрессирующие изменения лица, как функциональные, так и морфологические: ветви и тело нижней челюсти становятся тоньше, угол нижней челюсти — более тупым, сильно западает рот, резко выступает подбородок, происходит общее смещение лица вниз и назад, изменяется профиль грушевидного отверстия, происходит деформация верхней челюсти, снижение высоты нижней трети лица, изменение орбитального отростка скуловой кости, изменение передней части скулового отростка, опускание (дряблость) щек. Частой ошибкой многих специалистов является элементарная спешка, и на эстетические примерочные шаблоны, восстанавливающие морфологические и функциональные изменения лица, в протоколе время не выделяется. А это главный этап, который помогает врачу-стоматологу и зубному технику увидеть эстетику будущих протезов пациента и внести вовремя необходимые изменения.На примере клинического случая опишу, как изготавливаю примерочные шаблоны, на которых можно проконтролировать правильное расположение окклюзионной плоскости, эстетическую позицию верхних и нижних гарнитурных зубов относительно губ при улыбке и произношении звука «М» в состоянии покоя. Нижние резцы — отправная точка начала окклюзионной плоскости, равнобедренного треугольника Бонвилля в 10,5 см и угла Бальквилля в 22 градуса. Для работы в артикуляторе модели обязательно должны быть загипсованы по этим параметрам. И, конечно, валики обязательно должны прикручиваться к имплантатам в полости рта без возможности смещения и ротации. Они выполняются из светоотверждаемой пластмассы и с помощью самотвердеющей пластмассы (pattern resin) приклеиваются к слепочным трансферам (рис. 1). Врач-стоматолог должен на валиках указать зубному технику срединную линию пациента, линию смыкания губ, линию клыков, чтобы у техника сложилось представление о размере зубов фронтальной группы (рис. 2). Модели загипсовываются в артикулятор по средним значениям с помощью резинки, которая соответствует Камперовской плоскости. Сначала нижняя челюсть устанавливается на пластилин по линии смыкания губ, и верхний валик должен совпасть с резинкой в боковом отделе.
Следующим этапом изготавливаются индивидуальные титановые абатменты (рис. 3). Постановка зубов начинается с верхней челюсти, для этого применяется стандартная сферическая калота, которая с помощью воска адаптируется на нижней челюсти с индивидуальными абатментами (рис. 4, 5). Во фронтальном участке калота опускается на 2 мм ниже окклюзионной плоскости, что впоследствии будет означать перекрытие верхними зубами нижних. А в жевательном отделе, наоборот, немного поднимается выше окклюзионной плоскости, что соответствует кривой Шпее (рис. 6, 7). В таких работах мною используются гарнитуры зубов, которые специально выпускаются для облицовывания телескопов, имеют полую форму и требуют незначительных коррекций по толщине (рис. 8). Постановка начинается с фронтальной группы зубов (рис. 9, 10) и продолжается в жевательном отделе, повторяя форму калоты (рис. 11—13). Готовая постановка верхней челюсти имеет эстетический и функциональный вид (рис. 14—16). Теперь можно оценить расположение индивидуальных абатментов относительно гарнитурных зубов (рис. 17, 18). Далее выполняется постановка зубов нижней челюсти и проверяются функциональные движения в латеротрузии и протрузии (рис. 19—25). Когда постановка верхней и нижней челюсти полностью готова, приступаем к замене воска на пластмассу. Для этого использую силиконовый ключ, но обязательно со слоем корректурной массы (рис. 26). Так значительно точнее. Пластмассу берем для изготовления лабораторных коронок длительного ношения (рис. 27—29). Следующим шагом индивидуализируем работу с помощью розовой пластмассы (рис. 30).
После обработки и полировки примерочные шаблоны готовы (рис. 31—33). Теперь врач-стоматолог сможет проверить пассивность посадки шаблонов, соответствует ли модель зубного техника ситуации в полости рта, уточнить правильность определения прикуса, эстетическое расположение зубов пациента относительно губ, улыбки, и главное достоинство этих шаблонов в том, что они изготовлены не из воска, который деформируется и из которого выпадают зубы при примерке, а из пластмассы.
Пациент может даже накусывать и оценить высоту прикуса. На дальнейших этапах работы зубной техник снимает с шаблонов силиконовый ключ для изготовления каркаса под облицовку керамикой — главное преимущество в том, что есть уже готовые антагонисты. Мною была целиком выполнена нижняя челюсть по шаблону верхней пластмассовой челюсти, а потом уже был изготовлен постоянный протез верхней челюсти. Окклюзионная плоскость была корректно сохранена.
Источник: dentalmagazine.ru
Похожие статьи:
Новый подход к изготовлению эстетической коронки на имплантате с использованием усовершенствованных CAD/CAM технологий
Julian Conejo, Markus B. Blatz
Julian Conejo, Markus B. BlatzКомбинирование импланта с композитом для достижения лучших пропорций
Janos Grosz
Janos GroszПротетика на имплантатах: как восстановить улыбку беззубым пациентам?
Cristian Petri
Cristian PetriКомплексная реставрация с IPS e.max
Jan Kurtz-Hoffmann
Jan Kurtz-HoffmannОдномоментная имплантация и одновременное замещение дефекта зубных рядов
Nolken Robert
Nolken RobertЦифровое моделирование улыбки и шаблонов для установки имплантатов и их моментальной нагрузки при частичной адентии
Ланис Алехандро, Альварес дель Канто Орландо
Ланис Алехандро, Альварес дель Канто ОрландоЦифровой протокол восстановления отсутствующего 22 зуба и шиповидного 12
Ерохин Михаил
Ерохин МихаилТотальная реабилитация на имплантах протезами с трансокклюзионной фиксацией
Малхасян Артем
Малхасян АртемКомплексная тотальная реабилитация зубных рядов
Максим Леснухин, Леснухин Владимир
Максим Леснухин, Леснухин ВладимирКонцепция all on 4
Сучков Денис
Сучков ДенисИндивидуальный трансфер для одиночной конструкции на имплантате во фронтальном отделе верхней челюсти
Рикардо Митрани
Рикардо МитраниЦифровой протокол с трёхкратным сканированием при протезировании на имплантатах в эстетически значимой зоне
Panos Papaspyridakos, Alissa Mariano, Andre De Souza, Elli Kotina, Yukio Kudara, Kiho Kang
Panos Papaspyridakos, Alissa Mariano, Andre De Souza, Elli Kotina, Yukio Kudara, Kiho Kang