Курсы WEB EXPO Книги Статьи Видео
Реставрация

видео на ресурсеНа пути к осознанию секретов индивидуальных форм зубов человека

Автор: Лариса Ломиашвили

Омская Государственная медицинская академия, кафедра терапевтической стоматологии

 Ломиашвили.jpg 

Ломиашвили Л.М., доцент кафедры терапевтической стоматологии

 Каждый штрих на поверхности имеет своё предназначение. Магия линий, как и магия чисел, завораживает своей оригинальностью, загадочностью, непредсказуемостью (рис.1,2). Расположение определённых линий на наших органах, степень их дифференциации является индивидуальным кодом каждой личности и содержит в себе много информации.

Рис.1.JPG                               Рис.2.jpg

Рис. 1. Ладонь человека                   Рис.2.Жевательная поверхность моляра

На долю врачей–стоматологов выпадает важная миссия  восстановления отсутствующих тканей органа (зуба), с его неповторимыми рисунками, бороздами, конфигурациями. Наш глаз со временем начинает распознавать более мелкие детали, как бы разграничивая единую поверхность на подповерхности, отмечая при этом разнообразное множество гребней, бугорков, впадин, отверстий, борозд, валиков и т.д. Каждая из морфологических единиц имеет свои очертания, свою направленность, продольные и поперечные оси. Особенности микрорельефа поверхностей (одонтоглифику) необходимо учитывать при восстановлении коронок зубов.

Профессионалы, моделируя отсутствующие ткани, возлагают на себя достаточно сложные обязательства: восстановление формы и функции зуба. Причём предложенная и выполненная композиция должна  вписаться в окружающий зубочелюстной аппарат индивидуума и быть с ним в единстве и гармонии. А это не так уж и мало! Необходимо, чтобы конечный результат максимально приближался к естественным первоначальным формам.

 Есть ли смысл формировать серию борозд различных порядков или достаточно создать относительно округлые очертания поверхности зуба,  ведь сделать это намного проще, нежели тщательно воспроизводить подобие природных очертаний коронковой части зуба? К сожалению, в большинстве своём врачи-стоматологи, восстанавливая отсутствующие ткани зубов,  формируют вновь образующиеся окклюзионные взаимоотношения не совсем грамотно. Созданные заново контактирующие поверхности конструктивно нарушают  последующие взаимодействия зубных рядов. Проанализируем окклюзионные поверхности нижнего (рис.3) и верхнего (рис.4) зубных рядов, а также смыкание зубов в центральной окклюзии (рис.5).

Рис.3.JPG        Рис.4.JPG

Рис.3. Нижний зубной ряд                    Рис.4. Верхний зубной ряд

Рис.5.JPG

Рис.5. Смыкание зубов в центральной окклюзии

 Постановка пломб в области нижних моляров произведена неграмотно, шаблонно. Банально закрыт дефект твёрдых тканей зубов пломбировочным материалом, однако отсутствуют самые элементарные представления о природных формах зубов. Врач нарушил геометрические поверхности, казалось бы, только в области 4 зубов, однако в результате непрофессиональных действий у пациентки возникли проблемы в области височно-нижнечелюстного сустава. И чем дольше  по времени будет наблюдаться данная дисгармония форм контактирующих поверхностей, тем  необратимее будут процессы дисфункции зубочелюстного аппарата.

         Известно, что восстановление отсутствующих тканей, возможно, производить различными методами. Предлагаем Вам серию фотографий, в которых показано восстановление нижнего зубного ряда в области боковой группы зубов, выполненное в клинике терапевтической стоматологии прямым методом. Пациентке  М. 21 год, вторичная адентия 35 зуба. Включенный дефект в области 35 зуба восстановлен путём применения материала «GlasSpan» и композиционной массы «Filtek Supreme» фирмы «3M - ESPE» (Рис.6,7,8,9,10,11,12).

Рис.6.JPG

Рис.7.JPG

Рис.6

Рис.7

Рис.8.JPG

Рис.9.JPG

Рис.8

Рис.9

Рис.10.JPG

Рис.11.JPG

Рис.10

Рис.11

Рис.12.JPG

Рис.13.JPG

Рис.12

Рис.13

Рис.6-13. Этапы восстановления нижнего зубного ряда в области отсутствующего 35 зуба

Моделирование  зуба с системой бугров и фиссур хотя бы  1 порядка уже радует глаз стоматолога и пациента. Если же появляется рельеф с более тонкой дифференциацией, то восстановленный Вами зуб приобретает естественность не только форм, но конструктивным образом меняется и жевательная функция данного органа. Интересен также тот факт, что наличие дополнительных штрихов на поверхности  вынуждает совершенно по-другому отражаться лучам от образованных многогранных плоскостей, ведь восприятие отражённого цвета от гладкой и дифференцированной поверхности имеет совершенно разный визуальный эффект. Таким образом, дифференциация вновь созданных форм имеет прямое отношение не только к восстановлению функциональных характеристик зуба и полноценной переработке пищевого комка, но и к созданию естественной цветовой гаммы отмоделированных поверхностей и восприятие отражённого света нашими органами зрения. Поэтому этап грамотного проведения элементов расшлифовки поверхности имеет не последнее значение в эстетическом моделировании зубов. Помочь в этом могут интересные геометрические формы боров фирмы «SS White». Наличие дифференцированных головок боров позволяют оператору создавать изящные линии и не нарушать уже имеющуюся композицию, а лишь  прикосновением тонких граней боров грациозно корректировать и подчёркивать отмоделированную систему бугров и фиссур восстановленной поверхности, приближаясь к естеству природных форм. Цветопередача от вновь образованного зуба также даст эффект естественности, гармонии, красоты.

Рисунки 14-22 отражают этапы шлифования различных поверхностей восстановленных 36,35,34 зубов с применением  боров фирмы «SS White».

Рис.14.JPG  Рис.15.JPG

Рис.14                                                        Рис.15

Рис.16.JPG  Рис.17.JPG

Рис.16                                                       Рис.17

Рис.18.JPG  Рис.19.JPG

Рис.18                                                       Рис.19

  Рис.20.JPGРис.21.JPG

Рис.20                                                        Рис.21

  Рис.22.JPG

Рис.22                                                       

Рис. 13-22. Этапы шлифования восстановленного зубного ряда нижней челюсти (36,35,34 зубы).

         Визуально можно отметить разницу восстановленных форм 34, 35, 36 зубов до и после этапа шлифования всех поверхностей.

Необходимость воссоздания естественных форм важное условие последующего гармоничного взаимодействия и существования вновь образующейся системы. Гармоничность форм - обязательное условие нормальных взаимоотношений между звеньями единой цепи с целью достижения достойного конечного результата.  Может ли этой гармонии достичь врач, находясь в рамках жёсткого ограничения времени. Мы думаем, что это возможно. И в этой ситуации всегда есть место творчеству в моделировании.

 Предлагаем исполнять определённый алгоритм построения коронковой части зуба на основе модульных технологий. Положив в основу конструирования модульные технологии производим восстановление зуба с учётом моделирования клыков - одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка.

Демонстрируется процесс восстановления отсутствующего 25 зуба (Рис.23-30). Пациентке  С. 38 лет, вторичная адентия 25 зуба. Включенный дефект в области 25зуба восстановлен путём применения материала «GlasSpan» и композиционной массы «Filtek Supreme» фирмы «3M - ESPE», шлифование различных поверхностей восстановленных 26,25,24 зубов с применением  боров фирмы «SS White».

Рис.23.JPG Рис.24.JPG

Рис.23                                                    Рис.24

 

Рис.25.JPG  Рис.26.JPG

Рис.25                                                  Рис.26

Рис.27.JPG  Рис.28.JPG

Рис.27                                                  Рис.28

Рис.29.JPG  Рис.30.JPG

Рис.29                                                  Рис.30

Рис. 23-30. Этапы восстановления зубного ряда верхней челюсти (26,25,24 зубы).

Восстановление отсутствующих форм осуществляется путём применения модульных технологий. Врач осознано выкладывает недостающие грани, заполняя пустые места композиционным материалом, выполняя определённый алгоритм построения. Как в детской игре мозаике Вам предлагают гармонично дополнить недостающие детали, так и при восстановлении отсутствующих тканей Вы мысленно оперируете модулем-клыком и композиционным материалом и заполняете отсутствующие пустоты. Гармоничность вновь созданных структур, повторяет естественность природных форм, грамотно вписываясь в окружающее пространство зубочелюстного аппарата. А Ваша рука, как рука художника и скульптора воссоздаёт форму и функцию зубов, максимально приближаясь к естественности природы. Ведь секрет истинной  красоты заключается в  гармонии форм и их единении с окружающим миром!

 

 

Материал для размещения на портале предоставлен Ларисой Ломиашвили